С 1 сентября 2017 года налоговые инспекции могут исключать из ЕГРЮЛ компании, в отношении которых более шести месяцев в реестре находится запись о недостоверности сведений. Это новое основание появилось в пункте 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). Данное правило касается не только недействующих юридических лиц, но и действующих.
Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ размещают в строке «Дополнительные сведения», что означает, что в реестре есть отметка «сведения недостоверны» в отношении адреса компании, директора и/или участника.
Запись о недостоверности вносит налоговая инспекция по материалам проверки, которую проводят инспекторы (проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ) или на основании заявления гражданина о недостоверности сведений о нем самом. В этом случае проверку не проводят, сразу вносят запись.
Если в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о физическом лице, являющемся участником или руководителем юридического лица, то в соответствии с п. 5 ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такое лицо вправе направить в ФНС России заявление об этом. Например, такое заявление может быть представлено в том случае, если генеральным директором подано заявление на увольнение, но участниками Общества не принято решение о смене руководителя и соответствующие сведения не представлены в регистрирующий орган.
Заявление о недостверности сведений должно быть составлено по форме №34001, утвержденной приказом ФНС от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@. В форме содержится три листа: титульный, где нужно указать ОГРН, ИНН и полное наименование юридического лица, в отношении которого сведения должны быть признаны недостоверными. Далее следует указать, какие именно сведения, по мнению заявителя, являются недостоверными:
1. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;
2. Сведения об учредителе (участнике) юридического лица;
3. Любые сведения о физическом лице.
На последующих двух листах отражаются сведения о заявителе.
Кроме того, к заявлению могут быть приложены копии документов, подтверждающих недостоверность сведений. Например, применительно к описанной выше ситуации таким документом может быть заявление об увольнении с должности генерального директора с отметкой о вручении его юридическому лицу.
Заявление может быть направлено или представлено:
1. Лично (предъявив паспорт, в присутствии сотрудника налогового органа поставить подпись на заявлении).
2. Через представителя. Для этого необходимо оформить заявление, с документами обратиться к нотариусу с просьбой засвидетельствовать подлинность подписи на заявлении и выдать доверенность на представителя.
3. Почтовым отправлением. При этом подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном форме.
4. В форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Электронные документы направляются в налоговый орган через соответствующий раздел официального сайта ФНС в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образцами документов. В случае отсутствия электронной подписи, можно также обратиться к нотариусу с просьбой о передаче документов в электронном виде.
28.06.2018 г.
Нотариус города Боровичи и Боровичского района Новгородской области Погодина С.С.