Интервью с вице-президентом Федеральной нотариальной палаты В. В. Ярковым

 

Владимир Владимирович Ярков

вице-президент Федеральной нотариальной палаты России, 
доктор юридических наук, профессор

В. В. Ярков родился 19 июня 1959 г. в городе Термезе Узбекской ССР.
В 1981 г. окончил Свердловский юридический институт.
С 1981 по 1984 г. обучался в аспирантуре кафедры гражданского процесса СЮИ — УрГЮА.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1992 г. — докторскую диссертацию; с 1995 г. — профессор.
С 1996 г. — заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии.
С 1994 г. — нотариус, с 1996 г. — президент Нотариальной палаты Свердловской области.
С 2005 г. — член правления Федеральной нотариальной палаты России, директор (2002–2012 гг.), научный руководитель (с 2012 г.) Центра нотариальных исследований при ФНП, 2005–2006 г. и с 2009 г. — вице-президент Федеральной нотариальной палаты России.

— Владимир Владимирович, есть мнение, что российский нотариат наиболее близок к французской модели. Согласны ли Вы с этим утверждением? Что российскому нотариату можно было бы позаимствовать из других правовых систем?

Можно выделить несколько основных моделей нотариата — латинского и англо-саксонского типа сообразно делению правовых семей на систему гражданского и общего права.

В системе Латинского нотариата нотариус выступает в качестве независимого представителя государства, наделенного от его имени полномочиями совершать нотариальные действия и одновременно несущего личную ответственность за совершение нотариальных действий. Нотариальные акты в силу особой процедуры их создания наделяются повышенной доказательственной и исполнительной силой, близкой по правовой силе судебному акту. Поэтому по многим международным договорам нотариальные акты имеют трансграничное действие, как и судебные решения. Такая система фиксации гражданских прав облегчает их защиту и делает юрисдикционную систему более доступной, удобной и предсказуемой.

Нотариат является элементом формализма в праве, но такой его частью, которая гарантирует законность, предоставляя сторонам договора защиту от их же необдуманных действий и обеспечивая юридическую безопасность. Как здесь не вспомнить слова великого философа и юриста Гегеля, писавшего, что «Собственность покоится на договоре и формальностях, делающих ее доказательной и правомерной».

В этом проявляется одно из существенных отличий системы общего и гражданского права. Если в США каждая сторона соглашения при помощи адвоката пытается добиться для себя максимума преимуществ, то такой порядок вещей противоречит самой сути нотариата, основная задача которого состоит как раз в том, чтобы обеспечить правомерность и уравновешенность соглашений.

В этом плане англосаксонская юрисдикционная модель основана преимущественно на свидетельских показаниях как средстве доказывания, в том числе и при исследовании письменных доказательств. Основная группа профессиональных юристов в США — это адвокаты, которые не исполняют публичных функций, а являются представителями конкретной стороны. Нотариусы выполняют сугубо удостоверительные функции, например, в отношении копий, подписей, свидетельских показаний под присягой и т. д.

В экономическом аспекте также выигрывает система латинского нотариата. Нотариат обеспечивает невысокую стоимость содержания для общества всей юрисдикционной системы государства (0,5–3 % ВВП). В то время как в США эти расходы составляют, судя по опубликованным данным, примерно 5 % ВВП, или 2 триллиона долларов США. Юридическая индустрия, т. е. совокупность расходов граждан, организаций и властей на судебную систему, увеличилась на 382 % за 12 лет, тогда как, например, оборот автомобильной промышленности в США увеличился за эти годы только на 40 %.

В систему Международного союза (Латинского) нотариата, объединяющего в своем составе 83 нотариата всех континентов (за исключением Австралии), входят из числа наиболее крупных нотариаты практически всей континентальной Европы, например, ФРГ, Франции, Испании, Италии, Австрии, Швейцарии, практически все государства Латинской Америки. В числе новых стран системы Латинского нотариата есть большое число государств Африки, а с 2003 года, что очень показательно, Китай избрал для себя систему латинского нотариата.

Модель Латинского нотариата неоднородна. В ней выделяется, например, германская модель, более формальная, и французская модель, говоря современным языком, более «клиентоориентированная». Во французской модели нотариус является «душой» гражданского оборота, поскольку именно на нем лежит обязанность сбора необходимых документов, проверки фактических обстоятельств и создания нотариального акта, обладающего при этих условиях особой правовой силой. Нотариус при этом выполняет не только удостоверительные функции, но активно сопровождает сделку с недвижимостью — проводит различные юридические и технические экспертизы, осуществляет ее регистрацию в государственных реестрах, через депозитный счет нотариуса проводятся все расчеты покупателя и продавца, нотариус также является налоговым агентом и взимает со сторон сделки все необходимые налоги в доход бюджета.

Именно эти положительные качества организации системы нотариата Франции привлекательны и могут быть привнесены в нашу правовую систему. Пока есть только отдельные элементы этой системы в российском нотариате. В частности, нотариусы уже вправе передавать нотариальные акты в отношении недвижимости на регистрацию и получать их обратно после регистрации. Обновленный ГК РФ вводит понятие публичного депозитного счета, что позволяет сторонам не носить порой мешки наличных денег, а цивилизованно провести расчеты без опасений подделки и кражи. Такая система удобна для граждан в плане гарантий юридической безопасности, и для государства, поскольку обеспечивает прозрачность гражданского оборота.

В заключение ответа подчеркну, что правовая система каждой страны самобытна и может успешно функционировать в родной для нее экономической и социально-культурной среде. Поэтому не может быть речи о механическом переносе французской системы на российскую почву. Чтобы избежать, говоря словами А. С. Грибоедова, «смешения французского с нижегородским», возможно восприятие наиболее интересных положений французской системы и адаптация их к российской действительности.

 

— Как Вы можете обозначить роль нотариата и охарактеризовать его место в современной России?

На сегодня нотариат занимает свое место в правовой системе России. Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать прозрачность гражданского оборота и юридическую безопасность для его участников без каких-либо затрат со стороны государства. Однако потенциал нотариата используется недостаточно, что не способствует социальному и экономическому развитию нашей страны. Ведь нотариат способен наряду с другими правовыми институтами дать формальные гарантии права собственности. Нотариальный акт — основа формальной собственности, основанной на гарантированных a priori (т. е. в момент возникновения обязательства, а не ex post) правах.

Как пишет автор известной книги «Загадка капитала» Эрнандо де Сото: Без капитала — нет рынка, а без формальной собственности нет капитала = нет торговли без инвестиций, нет инвестиций без финансирования, нет финансирования без гарантий. Нотариальная форма в этом плане представляет собой внедоговорную гарантию для капитала. Ведь на сегодня рынок недвижимости, основанный на расчетах наличными деньгами, является питательной средой для преступности и отмывания доходов, полученных преступным путем, способствует уклонению от налогообложения и т. д. Простая письменная форма договоров в этом плане никак не способствует юридической безопасности и прозрачности гражданского оборота.

Вместе с тем мы встречаем сейчас больше понимания при определении места нотариата. В частности, утвержденная в этом году Правительством России государственная программа «Юстиция» наметила существенное реформирование института нотариата, а также расширение его полномочий, придание большей правовой силы нотариальному акту.

 

— На каком этапе сейчас находится реформа законодательства о нотариате? Какова судьба законопроекта о нотариате?

Подготовлен проект нового федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», который вводит новые нотариальные действия, расширяет компетенцию нотариуса, предусматривает возможность для нотариуса самостоятельно запрашивать и получать необходимые документы по принципу «одного окна», тем самым облегчая жизнь граждан и предпринимателей. С принятием нового закона система нотариата станет более эффективной. Проект подготовлен рабочей группой Министерства юстиции России, в которую входили представители науки, Федеральной нотариальной палаты, ряда федеральных ведомств.

Проект в целом завершен и находится в Министерстве юстиции России. Мы рассчитываем на его дальнейшее продвижение через Правительство России.

 

— На Петербургском международном юридическом форуме обсуждались вопросы модернизации нотариата, в том числе электронного документооборота. Способна ли сложившаяся в России система нотариата в настоящее время реализовать такую задачу?

Мы не только способны, а уже реализуем идею электронного документооборота и электронного нотариата достаточно давно. У нас налажено хорошее взаимодействие с Федеральной налоговой службой по передаче информации в ЕГРЮЛ в связи с совершением сделок с долями в ООО, нотариусы запрашивают информацию в ФНС, Росреестре в электронной форме, передают заявление на регистрацию приобретенного или полученного по наследству объекта недвижимости в Росреестр. Это очень удобно, избавляет граждан и организации от лишних хождений, облегчает и ускоряет гражданский оборот.

Следует также иметь в виду, что Федеральная нотариальная палата в декабре 2011 г. была включена в систему МВЭС (межведомственное электронное взаимодействие), и по мере развития этой системы государством у нотариата будет все больше возможностей для перехода на электронное взаимодействие и более эффективной помощи всем гражданам, включая предпринимателей.

В рамках ФНП России функционирует система электронного нотариата, в которой содержится информация о нотариальных бланках, об отмененных доверенностях и много другой полезной информации. Это позволяет быстро проверить, выдавался ли соответствующий нотариальный документ, не отменена ли доверенность, но эта система предназначена только для нотариусов и позволяет снижать риски подделок нотариальных документов.

Особо отмечу: среди наших внутренних баз данных есть реестр информации об удостоверенных завещаниях, где, разумеется, при сохранении тайны завещания, содержится информация только о фамилии завещателя, нотариусе, удостоверившем завещание, и дате его удостоверения. Этот реестр выполняет очень полезные функции, поскольку в условиях постоянной миграции и перемещения населения по стране и в целом по планете позволяет установить последнюю волю человека путем запроса наследниками через нотариуса. В реестре уже содержится более 13 миллионов записей об удостоверенных завещаниях, и каждый месяц в него поступает более 20 000 запросов от нотариусов. Это позволяет исключать споры о наследстве между наследниками по закону и по завещанию, найти завещание, в конечном счете, эффективно защищать имущественные интересы граждан.

 

— Каково соотношение нотариата и суда — может ли нотариат заменить судебное разбирательство?

Многие составляющие судебной и нотариальной деятельности похожи. Суды осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Нотариусы также осуществляют нотариальные действия от имени государства (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате).

Во-вторых, имеется ряд общих принципов организации и деятельности судов и органов нотариата. Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, они независимы по самому статусу своей юридической профессии. Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в равной степени действуют правила соблюдения языка в судопроизводстве и у нотариуса.

В-третьих, важным является общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ, а нотариат, согласно ст. 72 Конституции РФ, — к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Вместе с тем преимущественным и в нотариате является правовое регулирование на федеральном уровне. Такой единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку две указанные системы являются одним из цементирующих факторов сохранения единства России и существования единого правового пространства, обеспечивающего общий стандарт юридической защиты прав граждан и организаций.

Вместе с тем между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные отличия. Так, судебная деятельность представляет собой по содержанию правосудие, которое может осуществляться только судом. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, которая во взаимосвязи с законодательной и исполнительной властью объективирует государственную власть РФ. Что касается деятельности нотариуса, то его деятельность является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте.

Различна степень обязательности судебных и нотариальных актов. Нотариальные акты, за исключением, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи), исполнительной силы не имеют, и принудить к исполнению другую сторону нотариального действия может только суд.

Кроме того, судебная деятельность полностью финансируется за счет государства. Что касается небюджетного нотариата, то он строится на принципе самофинансирования и отсутствия дотаций со стороны государства.

Поэтому речь не может идти о замене одним правовым институтом другого, каждый из них самобытен и занимает свою нишу. Вместе с тем есть несколько важных аспектов взаимодействия судебной и нотариальной систем. В частности, развитие нотариата способно стать важным элементом судебной реформы, поскольку решение одной из главных проблем судебной деятельности — обеспечение рассмотрения всех дел, отнесенных к компетенции судов, невозможно без разгрузки судов.

Развитая система нотариата способствует и помогает судебной системе по крайней мере в трех направлениях: (1) по предупреждению споров уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым потенциально снижая количество будущих споров, (2) значительно облегчая рассмотрение споров и процесс доказывания в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, позволяют суду яснее выявить истинную волю сторон и менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме, (3) путем принятия на себя гражданско-правовых дел бесспорного характера, уменьшая абсолютное количество дел в судах. В частности, как уже говорилось, следует расширить число нотариальных актов, наделенных исполнительной силой, что позволит, минуя суд, сразу обращаться к судебному приставу-исполнителю. Нотариусы также выполняют специальную функцию по обеспечению доказательств, пока только на досудебной стадии, но почему бы не возложить ее и на нотариуса и после возбуждения процесса в суде?

 

— Есть такой юридический афоризм: «В руках нотариуса — печать общественного доверия». Что необходимо предпринять, чтобы нотариус вызывал у граждан должное доверие?

Проблема в нашей стране заключается в отсутствии доверия ко многим государственным и общественным институтам, и сюда же попадает почему-то и нотариат. Поэтому вопрос доверия к нотариату не имеет самостоятельного решения, он может быть решен, если в целом все государство Российское и его отдельные звенья будут вызывать доверие у населения. Уральская государственная юридическая академия последние четыре года была головной организацией по мониторингу ФЦП «Развитие судебной системы» на 2006–2012 годы, и согласно результатам опросов и исследований только два общественных и правовых института находятся в большом плюсе доверия — Президент Российской Федерации и Церковь, все остальные в разной степени имеют минус доверия.

На мой взгляд, система нотариата является одной из лучших юридических систем в нашей стране. Например, согласно данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде России на 80 миллионов нотариальных действий в год в порядке главы 37 ГПК поступает только 2200 заявлений, из них менее 40 % признаются обоснованными, т. е. примерно 800 на 80 миллионов!!! Какая еще система обеспечивает такой коэффициент бесспорности результатов работы?

Кроме того, система постоянно самоочищается, развивается, мы рассчитываем на новое законодательство о нотариате, которое позволит более эффективно осуществлять полномочия нотариата по обеспечению юридической безопасности для всех. Поэтому в заключение скажу, что нотариус является квалифицированным советником граждан и организаций в самых разнообразных имущественных вопросах, помните об этом.

Интервью с вице-президентом Федеральной нотариальной палаты В. В. Ярковым опубликовано в журналe «Законодательство» 5 сентября 2013 г (№ 9).